«Regforum», декабрь 2020
Функционирование филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций в России требует наличия продуманного механизма контроля деятельности со стороны государства в силу специфики их деятельности. Её главной целью не является получение коммерческой выгоды, а собственники организации находятся за рубежом и пользуются поддержкой страны инкорпорации. Поэтому для государства важно предусмотреть наличие таких правил, при которых иностранные некоммерческие организации гарантируют прозрачность своей работы и выполняют свои задачи без ущерба национальным интересам России. Такие правила регламентированы Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (далее — Закон). В ноябре 2020 года в Государственную думу на рассмотрение был внесён законопроект № 1052523-7, вносящий в эти правила изменения, среди которых самыми значительными являются следующие:
- запрет на регистрацию филиалов и представительств иностранных НКО в жилых помещениях;
- усиление контрольно-надзорных полномочий государства за работой иностранных НКО, выполняющих функции иностранных агентов: Министерство юстиции будет вправе направлять некоммерческим организациям мотивированные предписания о запрещении реализации той или иной программы деятельности организаций или ее части;
- устранение «лазейки» для иностранных организаций, которые получали финансирование своей деятельности от российских организаций с иностранными учредителями и не могли по этой причине рассматриваться как иностранные агенты.
Правильно оформите филиалы и представительства иностранных НКО:
Нужна помощь с филиалами иностранных НКО? Воспользуйтесь нашей услугой аккредитации филиалов и представительств. Для правовой поддержки обратитесь за юридическим сопровождением. Если нужна помощь с регистрацией НКО, рассмотрите услугу регистрации НКО.
Таким образом, в настоящее время законодатель уделяет пристальное внимание проблематике деятельности иностранных НКО в России. Возможно, именно сейчас подходящий момент не только усовершенствовать контроль за их работой, но и в целом усовершенствовать и порядок их регистрации, а также снятия с учёта, который нуждается в правках с 2012 года. Соответствующий порядок определён Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее — Регламент). Именно этот Регламент, положения которого основаны на содержании Закона, является отправной точкой для открытия филиалов и представительств иностранных НКО. Несмотря на то, что Регламент действует с 2012 года, и у Министерства юстиции было достаточно времени для определения его эффективности и устранения недостатков, эти недостатки продолжают действовать и сейчас.
Прежде всего, следует отметить список тех документов, которые нужны для оказания государственной услуги Министерством юстиции. Он соответствует перечню в п. 3 ст. 13.2 Закона. Среди них перечислен «документ с изложением целей и задач создания филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации». Его важность для процесса регистрации весьма сомнительна, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 13.2 Закона положение, другой документ для регистрации филиала или представительства, также должно содержать указание целей, задач и видов деятельности филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации. Положение о представительстве/филиале по сути является учредительным документом, и необходимость вышеуказанного требования к положению является безусловной. А при оформлении документа с изложением целей и задач создания филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации возникают вопросы:
- в каком виде должен быть оформлен (справка, заявление или др.)?
- может ли его подписать руководитель филиала/представительства, иное уполномоченное лицо или это должен быть только руководитель организации?
В итоге решение этих вопросов становится напрямую зависимо от позиции сотрудника Министерства юстиции, проверяющего этот документ. Подготовка такого документа ничем рациональным не обусловлена, что является серьёзным недочётом.
Регламент не устанавливает требований к дате выдачи документов для процедуры. На практике представитель Министерства юстиции может отказать в приёме документов, если они выданы более 12 месяцев назад. Не исключено, что при первичном рассмотрении комплекта для открытия филиала/представительства сотрудник Минюста может озвучить и другой срок, приемлемый, по его мнению, для принятия документов в работу.
Пункт 31 Регламента устанавливает, что документы иностранных организаций должны быть подготовлены на иностранном языке с нотариально заверенным переводом на русский язык. Уведомление о создании филиала/представительства иностранной НКО не причисляется к этим документам, однако на практике оно переводится на государственный (официальный) язык страны, в которой учреждена иностранная организация, заверяется у иностранного нотариуса, после чего к нему должен быть прикреплён нотариально заверенный перевод на русский язык.
Однако наиболее значительный пробел в регулировании деятельности иностранных НКО состоит в том, что ни в Регламенте, ни в каком-либо ином акте Министерства юстиции до сих пор не закреплён детальный порядок закрытия филиала или представительства. Есть только краткое упоминание самой возможности процедуры в п. 11 ст. 32 Закона. Тем не менее, на практике это осуществляется следующим образом:
- руководитель иностранной организации подписывает решение о закрытии филиала или представительства, после чего в течение 30 календарных дней оно должно быть передано в Министерство юстиции;
- регистрирующий орган в течение следующих 30 календарных дней рассматривает этот документ и вносит запись в реестр, готовит соответствующее уведомление и направляет организации по почте, а также сообщает о закрытии филиала/представительства в налоговую службу, которая начинает процедуру по снятию иностранной организации с учёта.
Несмотря на то, что фактически процедура закрытия филиала/представительства иностранного НКО осуществима, отсутствие её правового регулирования является серьёзной проблемой. Не исключена ситуация, в которой сотрудник Министерства юстиции по каким-либо причинам может отказать в снятии с учёта филиала/представительства иностранной НКО, поскольку эта процедура не предусмотрена ни одним из актов Минюста.
В совокупности все вышеобозначенные правовые пробелы свидетельствуют о необходимости совершенствования порядка регистрации и снятия с учёта филиалов и представительств иностранных НКО. Для их устранения нужны соответствующие правки в закон о некоммерческих организациях, после чего Министерству юстиции следует принять новый административный регламент, в котором не только будут содержаться более детальные требования к документам, но и регулироваться все аспекты регистрации, в том числе снятие филиалов и представительств с учёта в Минюсте.