Расчет стоимости
Скачать прайс

Мировое соглашение с ФНС: могут, умеют, практикуют

«Расчет», сентябрь 2018

«Расчет», сентябрь 2018

Несмотря на то, что налоговый кодекс не содержит указаний на воз­можность заключения между компаниями и контролерами мировых соглашений, на практике такие документы все же подписываются. Анастасия Фишкина, юрист компании «ПРИОРИТЕТ», изучила прави­ла и порядок составления таких соглашений.

Мировое соглашение — это письмен­ная договоренность, когда стороны на основе добровольного волеизъявле­ния идут на уступки и взаимные ком­промиссы в возникшем споре. Плюсы такого соглашения очевидны: сэко­номленные силы, время и деньги оппонентов. Но всегда ли компании имеют возможность заключить такое «волшебное» соглашение? Что если стороной спора выступают ревизоры, которые не вправе самовольно, без разрешения на это государства, «про­щать» долги коммерсантам?

Право сторон закончить судебное дело мировым соглашением прямо предусмотрено российским законода­тельством в части 4 статьи 49 Арби­тражного процессуального кодекса. Кроме того, по общему правилу, миро­вое соглашение может быть заключено сторонами по любому делу (ч. 2 ст. 139 АПК РФ). Несмотря на то, что Налого­вый кодекс не содержит самого терми­на «мировое соглашение», вследствие чего не определяет порядок его заклю­чения, возможность официально дого­вориться с контролирующими органа­ми все же существует.

Практика использования мирового соглашения в налоговых спорах берет свое начало в 2012 году, когда Президи­ум ВАС РФ своим постановлением от 26 июня 2012 года № 16370/11 утвердил мировое соглашение между компанией и налоговым органом. Впоследствии законность заключения таких соглаше­ний была признана ФНС России, кото­рая в своем письме от 2 октября 2013 го­да № СА-4-7/17648 дала указание ин­спекциям учитывать сложившуюся су­дебную практику по данному вопросу.

Заключение соглашения по фи­скальному спору происходит в ситу­ации неравного положения конфлик­тующих сторон, ведь налоговый орган вправе действовать только в пределах предоставленных ему полномочий. Что же могут контролеры?

Во-первых, при рассмотрении воз­можности подписания такого доку­мента арбитры узнают, не нарушает ли документ права третьих лиц и нет ли в тексте соглашения противоречия действующему законодательству (ч. 3 ст. 139 АПК РФ). Кроме этого судьи обязаны рассмотреть иные вопросы, имеющие значение для дела. В част­ности, необходимо проверить наличие полномочий у органа государственной власти на подписание такого докумен­та, а также отсутствие нарушения им­перативных правовых норм, регули­рующих взаимоотношения сторон.

Во-вторых, если в хозяйственном споре стороны при заключении миро­вого соглашения вправе договориться о любых условиях, например, отка­заться от неустойки или вообще про­стить долг, то в случае с налоговыми отношениями все не так просто. Как указано в пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 года № 50, предметом мирового соглаше­ния не может являться изменение на­логовых последствий спорных дейст­вий и операций по сравнению с тем, как такие последствия определены за­коном. Это означает, что с налоговым органом нельзя договориться о сниже­нии фискальной ставки, об изменении правил исчисления пеней или о пол­ном освобождении от уплаты налогов.

Нередко причиной отказа в утвер­ждении мирового соглашения являет­ся то, что его положения противоречат требованиям НК РФ (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 августа 2017 г. № Ф10- 3333/2017 по делу № А09-9844/2016; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февра­ля 2017 г. № Ф03-31/2017 по делу № А73-690/2015).

Однако в мировое соглашение мож­но включить такие положения, как:

  • признание обстоятельств, от ко­торых зависит возникновение соответствующих налоговых пос­ледствий;
  • условия о снижении размера под­лежащих уплате штрафов;
  • условия и сроки исполнения обя­зательств по уплате налогов по спорному периоду;
  • условие о распределении судеб­ных расходов и иные условия, не противоречащие российскому за­конодательству.

Заключение соглашения может быть предложено самой компанией, налоговым органом, а также арбитра­ми. Примечательно, что на этапе под­готовки к судебному разбирательству по налоговому спору судья должен сам попытаться подвести стороны к при­мирению (ч. 1 ст. 135, ч. 1 ст. 138 АПК РФ).

Обсудить или решить

Процедура мирного урегулирования фискального спора начинается с пере­говоров. Поскольку мировое соглаше­ние должно подтверждать волеизъяв­ление обеих сторон, а также удовлет­ворять их общим интересам, обсужде­ние его положений может занять зна­чительное время. Однако в итоге дол­жен быть найден взаимоприемлемый для обеих сторон вариант.

После устного согласования всех вопросов стороны составляют пись­менное соглашение. Его форма строго не регламентирована законом, но к нему есть ряд обязательных требова­ний. Так, если мировое соглашение подписывается представителем, то он обязательно должен иметь соответ­ствующие полномочия. Кроме того, текст мирового соглашения должен быть четким, понятным и однознач­ным, некорректное составление доку­мента может стать причиной его отмены.

После того как проект соглашения подписан, он направляется в право­вое управление ФНС для прохожде­ния процедуры согласования. Обра­тите внимание, если согласование не будет получено, мировое соглашение не заключается. Напротив, когда до­кумент прошел одобрение, стороны на очередном судебном заседании должны заявить суду ходатайство об утверждении документа и предста­вить на обозрение служителей Феми­ды его текст.

Суд проверяет мировое соглашение на предмет нарушения его положени­ями прав и законных интересов дру­гих лиц, а также на предмет противо­речия закону и, если юридических препятствий не будет, утверждает со­глашение и прекращает производство по делу. С момента вступления соот­ветствующего судебного определения в законную силу утвержденное миро­вое соглашение становится обязатель­ным для сторон.

Важно отметить, что согласно ча­сти 1 статьи 139 АПК РФ мировое со­глашение может быть заключено сторонами на любой стадии арби­тражного процесса и даже во время исполнения судебного акта. На практике распространены случаи прекращения производства по делу при его рассмотрении в суде кассационной инстанции.

Если компания или налоговый ор­ган добровольно не исполняют условия мирового соглашения в предусмотрен­ные в нем сроки, то документ подлежит принудительному исполнению на ос­новании исполнительного листа. Он выдается арбитражным судом по хода­тайству лица, заключившего соглаше­ние (например, Постановление Арби­тражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июня 2015 г. № Ф02- 2279/2015 по делу № А33-11452/2014).

Предоставление налоговому органу и компании возможности заключать мировые соглашения может существенно упростить и ускорить процедуру рассмотрения налоговых споров, сделать ее более эффективной.

Такой документ может освободить предпринимателей от необходимости доказывать определенные обстоя­тельства при проведении следующей налоговой проверки, изменить сумму штрафных санкций или срок уплаты налога, а также поможет избежать не­благоприятных последствий в буду­щем (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2018 г. № Ф05-7824/2018 по делу № А40-246937/2016).

Для налогового органа возмож­ность решить спор мирным путем оз­начает скорое пополнение бюджета и сокращение последующих судебных издержек, которые сторона была бы вынуждена понести в случае развития конфликта.