В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
Как перевозчику избежать ответственности при несоответствии груза документам на него?
Чего может стоить перевозчику не информирование таможенного органа об аварии?
Когда разрешения таможенного органа на грузовую операцию с товаром не требуется?
Проверка соответствия сведений о грузе данным накладныхСамый распространенный случай привлечения международных перевозчиков к административной ответственности – предоставление недостоверных сведений о товаре. Дело в том, что при убытии или прибытии товара на территорию РФ международный перевозчик обязан сообщить таможенному органу определенные сведения о товаре и предоставить документы (ст. 158 ТК ТС РФ). Среди прочего – сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров (ст. 159 ТК ТС РФ). За предоставление недостоверной информации с компании-перевозчика может быть взыскан штраф в размере от 50 до 100 тыс. руб.
Основная ошибка перевозчиков заключается в том, что они предоставляют таможенному органу информацию, которая содержится в накладных, полученных ими от грузоотправителя. Впоследствии это может обернуться серьезными проблемами ведь, если данные из накладных окажутся недостоверными, отвечать за это придется именно перевозчику, а проверка соответствия записей в накладных реальным данным и вовсе входит в его обязанности (ст. 8, п.2 ст. 9 Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов). Поэтому лучше предварительно проверить данные о грузах, взятые из накладных.
Соблюдайте новые правила международных перевозок:
Нужна помощь с международными перевозками? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для правильного оформления документов обратитесь за услугой составления договоров. Если нужна помощь с таможенным оформлением, рассмотрите наше бухгалтерское обслуживание.
Даже ситуация, когда грузы поставляются в контейнерах, которые нельзя открыть, не является для перевозчика безвыходной. Как пояснила Федеральная таможенная служба, перевозчик должен внести в товаротранспортные документы, соответствующие оговорки (письмо ФТС РФ от 28.04.07 № 18-12/16242). Так, по одному из дел, суд установил, что у перевозчика отсутствовала реальная возможность проверить соответствие (по количеству грузовых мест) фактически погруженных товаров тем данным, которые содержались в транспортной документации, ввиду того, что грузы принимались перевозчиком в закрытых и опломбированных контейнерах (определение ВАС РФ от 26.12.08 № 16723/08, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.09.08 № КА-А40/7696-08-1,2).
И еще одна важная деталь: если перевозчик проверил товар до погрузки на транспортное средство, а впоследствии сведения о соответствии загруженного товара (по количеству грузовых мест, маркировке и т.п.) заявленному в документах не проверялись, перевозчик будет привлечен к ответственности (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.02.10 № А15-1721/2009).
В случае аварии перевозчику лучше сразу обратиться в таможенный орган
Сообщение таможенным органам об аварииЕсли в процессе перевозки товаров возникла аварийная ситуация (доставка прерывается, происходит вынужденная остановка, посадка и т.д.), то перевозчик обязан незамедлительно сообщить об этом в ближайший таможенный орган, а также перевезти товары в безопасное место (указанное таможенным органом) для того, чтобы обеспечить их сохранность (ст. 157 ТК ТС РФ). Если перевозчик не предпримет меры по обеспечению сохранности грузов, ему грозит штраф размером до 40 тыс руб (ч. 1 ст. 16.6 КоАП РФ).
Более распространенным является случай привлечения перевозчика к ответственности за то, что он не сообщил в таможенный орган о произошедшей аварии. За это нарушение размер штрафа для компаний составляет от 5 до 10 тыс руб (ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ). При этом к аварии будут относиться не только обстоятельства непреодолимой силы, но и любая ситуация, которая препятствует своевременной доставке товара. Например, когда у перевозчика произошла отцепка вагонов в связи с их неисправностью (постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 10.03.06 № КА-А40/1155-06, Восточно-Сибирского округа от 05.05.10 № А74-4217/2009).
Причем, перевозчик обязан сообщить в таможенный орган о возникновении аварийной ситуации даже в том случае, если она не препятствовала доставке товара в срок. Иначе ответственности избежать не удастся (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.10.10 № Ф09-8036/10-С1).
Место доставки товара можно изменить лишь с письменного согласия таможниТаможенный орган отправления устанавливает для перевозчика срок таможенного транзита для перевозки груза до таможенного пункта назначения (ст. 219 ТК ТС РФ), маршрут перевозки (ч. 1 ст. 217 ТК ТС РФ), а также место доставки товаров (ст. 220 ТК ТС РФ). Перевозчик обязан следовать данным указаниям. Нарушение любого из этих условий является основанием для привлечения к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 тыс руб (ст. 16.10 КоАП РФ).
Если в процессе осуществления перевозки обстоятельства изменились, и доставить товар в определенный срок или в определенное место не получается, то перевозчик обязан своевременно уведомить об этом таможенный орган. Например, чтобы изменить место доставки товара, перевозчику потребуется обратиться в любой таможенный орган, который находится на пути его следования, с заявлением об изменении пункта назначения, составленном в свободной форме. К заявлению нужно приложить документы, которые подтверждают изменение пункта назначения, а также транзитную декларацию и иные документы на товары (п. 2 ст. 220 ТК ТС РФ, п. 20.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утв. Приказом ГТК РФ от 08.09.03 № 973). Таможенный орган примет решение не позднее следующего дня. Своевременное уведомление таможенного органа об изменении пункта назначения является гарантией того, что перевозчик не будет впоследствии привлечен к административной ответственности (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.06.08 № Ф04-3806/2008(7039-А45-23)).
Разрешение таможенного органа на грузовые операции с товаром требуется не всегдаЧтобы произвести любую грузовую операцию с товаром (например, разгрузку или перегрузку), а также заменить транспортное средство, на котором перевозится товар, перевозчику потребуется получить разрешение таможенного органа, в регионе которого осуществляется операция (ст. 222 ТК ТС РФ). Разрешение не потребуется, если операцию можно осуществить без повреждения пломб и печатей. В этом случае достаточно лишь уведомить таможенный орган о проведении операции (ч. 2 ст. 222 ТК ТС РФ).
Для получения разрешения перевозчику потребуется представить в таможенный орган письменное заявление в свободной форме. Разрешение выдается в течение суток после принятия такого заявления (п. 22.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утв. Приказом ГТК РФ от 08.09.03 № 973).
Если перевозчик не получит разрешение таможни на осуществление грузовой операции, то на него может быть наложен штраф от 10 до 20 тыс руб (ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ). Если же перевозчик не выполнит обязанность по уведомлению о грузовой операции (когда получение разрешения необязательно), то его также могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тыс руб (ч. 3 ст. 16.13 КоАП РФ). Ответственность по этой статье наступит также в том случае, если перевозчик оформит документы о принятии товаров к перевозке, не дождавшись выдачи разрешения таможенного органа о погрузке товаров (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.03.09 № Ф03-944/2009).
Нарушения, за которые перевозчик может быть привлечен к ответственности
Административное правонарушение | Размер штрафа для компании |
---|---|
Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ). |
От 50 до 100 тысяч рублей (с возможной конфискацией товаров), либо конфискация товаров. |
Непринятие мер по сохранности товаров в случае аварии (ч. 1ст. 16.6 КоАП РФ) |
От 30 до 40 тысяч рублей |
Несообщение об аварии в ближайший таможенный орган (ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ). |
От 5 до 10 тысяч рублей |
Недоставка товаров в место доставки, передача товаров без разрешения таможенного органа, утрата товаров (ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ) |
От 300 до 500 тысяч рублей (с возможной конфискацией товаров) |
Недоставка документов на товары (ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ) |
От 5 до 10 тысяч рублей |
Несоблюдение перевозчиком срока транзита, маршрута перевозки, а равно доставка товаров в ненадлежащий пункт назначения (ст. 16.10 КоАП РФ) |
От 5 до 10 тысяч рублей |
Уничтожение, удаление, изменение, повреждение или утрата средств идентификации, используемых таможенным органом (печатей, пломб, маркировок и т. д.) (ст. 16.11 КоАП РФ) |
От 5 до 20 тысяч рублей |
Грузовые операции с товарами (разгрузка, погрузка и т.д.), принятие для перевозки, взятие проб, вскрытие помещений с товарами без разрешения таможенного органа (ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ) |
От 10 до 20 тысяч рублей |
Разгрузка товаров, ввоз которых в РФ запрещен (ч.2. ст. 16.13 КоАП РФ) |
От 50 до 100 тысяч рублей |
Неуведомление таможенного органа о перегрузке товаров, в случаях, если такое уведомление обязательно (ч. 3 ст. 16.13 КоАП РФ) |
От 5 до 10 тысяч рублей |
Обязан ли перевозчик взвешивать товар?
Нет, не обязан. Согласно действующим нормам международного права перевозчик не наделен правом требования проверки веса товара при погрузке. Таким правом обладает только отправитель (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.06.07 № А56-20869/2006).
СОВЕТЛучше удостовериться, не нарушил ли таможенный орган процедуру привлечения к ответственности
Иногда перевозчика может спасти то обстоятельство, что при привлечении его к административной ответственности таможенным органом были допущены процессуальные нарушения (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.09.10 № КА-А40/10326-10).