Расчет стоимости
Скачать прайс

Международному принципу – ДА!

«ЭЖ Юрист» №26, август 2015


Анна Лаврухина
старший юрист

На мой взгляд, самая интересная антимонопольная проблема — это легализация параллельного импорта. На сегодняшний день на территории Таможенного союза (ТС) принят региональный принцип исчерпания исключительных прав, в связи с чем, ввоз импортного товара, маркированного товарным знаком на территорию ТС, считается законным только при условии, если на это получено разрешение от правообладателя товарного знака.

В действительности контроль ввоза товара, маркированного товарным знаком, по сути, осуществляется, только если товарный знак внесен в Таможенный реестр (специальный реестр, отличный от реестра товарных знаков РФ и международных реестров товарных знаков). Поэтой причине большая часть такого маркированного товара ввозится в ТС беспрепятственно.

Получается парадоксальная ситуация: применяемый в ТС принцип исчерпания исключительных прав абсолютно не помогает защитить права правообладателей товарного знака и их имущественные интересы на территории союза.

Кроме этого, на территории Таможенного союза сегодня складывается ситуация, при которой ввоз оригинального товара без специального разрешения правообладателя на ввоз приравнивается к ввозу подделки, поскольку и то и другое по закону является контрафактом. Однако в рамках существующей конкуренции далеко не всем правообладателям выгодно давать отдельные разрешения на ввоз на территорию ТС, поскольку это ведет к дополнительным затратам покупателя. Покупатель в свою очередь склонен выбирать более дешевый вариант и поэтому может пойти на ввоз неоригинального товара.

Для стран Таможенного союза, по моему мнению, наиболее эффективно и правильно было бы начать применять международный принцип исчерпания исключительных прав. Права правообладателя на товарный знак признаются исчерпанными по отношению к конкретному товару с момента его первого введения в оборот. При этом свои права, связанные с распространением товара в любой стране, такой правообладатель может решать в рамках гражданско-правовых отношений путем выстраивания дистрибьюторской сети, основанной на эксклюзивных отношениях. Такая легализация параллельного импорта позволит упростить для бизнеса процедуру распространения в ТС оригинального товара и обновить не работающее, по сути, государственное регулирование в этом вопросе.

Страны Таможенного союза должны контролировать вопросы ввоза неоригинального товара, то есть подделок, соблюдения антимонопольного законодательства и добросовестной конкуренции. Такой подход, и я в этом согласна с заместителем руководителя ФАС А. Кашеваровым, создаст условия для того, чтобы коммерческие организации устанавливали равные для всех контрагентов условия сотрудничества. Более того, я считаю, что контрафакта в России станет заметно меньше, если вопрос реализации неоригинального товара на территории России будет решаться не только на этапе ввоза такого товара в нашу страну, но и в процессе его распространения.