«Regforum», июль 2020
В настоящее время государство осуществляет миграционную политику, направленную на возвращение соотечественников, которые проживают за рубежом, а также привлечение иностранных квалифицированных специалистов к работе в России.
Курс этой политики обеспечивается за счёт правок в сфере миграционного законодательства, которые обусловлены необходимостью в его дальнейшем совершенствовании и устранении необоснованных ограничений для иностранных граждан.
Из-за продолжающихся демографических проблем, связанных с уменьшением количества трудоспособного населения, государство вынуждено принимать решения для поддержания экономики, которые будут работать «здесь и сейчас» или, во всяком случае, в краткосрочной перспективе. О необходимости привлечения большего количества работников из-за рубежа на днях заявил Владимир Путин. Президент отметил, что "Россия нуждается в притоке новых граждан, в привлечении людей из-за границы.Что касается экономики, то совершенно очевидно, что с развитием экономики — нам уже не хватает, — а скоро это будет очень заметно: не будет хватать рабочих рук".
Самые простые решения этой проблемы связаны со снятием административных барьеров и выстраиванием новой системы взаимоотношений между иностранными гражданами и государством, при которой бюрократизм будет постепенно сводиться к минимуму.
Одним из новых законодательных актов в сфере миграционной политики, который нацелен на достижение вышеуказанных ориентиров, стал Федеральный закон от 08.06.2020 N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Основной эффект правок, которые содержатся в этом законе, заключается в расширении прав иностранных граждан на территории России.
В старой редакции закона о миграционном учёте иностранцы не обладали правом постановки других иностранных граждан на учёт по месту пребывания по адресу своего жилого помещения. Исключением из этого правила были высококвалифицированные специалисты, которые могли поставить на учёт по месту жительства членов своих семей. Чаще всего воспользоваться правом встать на учёт по адресу жилого помещения могли только собственники помещений. Таким образом, миграционное законодательство ограничивало их права полноценно распоряжаться своим имуществом.
По данным Росреестра, в 2017 году количество зарегистрированных вещных прав иностранных граждан на жилые помещения (жилой дом, квартира, комната в квартире) составило 22423 единицы, в 2018 году — 24071 единица, в январе-июне 2019 года — 14034 единицы. Безусловно, эта статистика принималась во внимание и Правительством Российской Федерации, которое выступило с законотворческой инициативой и предложило убрать такое ограничение.
В обновлённой редакции закона о миграционном учёте большее количество иностранцев получило право выступать в качестве принимающей стороны: теперь это может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие его в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства. Принимающая сторона имеет право предоставлять уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с помощью нескольких способов: передать его лично в орган миграционного учета, через МФЦ, по почте, а также направить его в форме электронного документа. Наличие такого множества способов подачи уведомления предоставляет заявителям бóльшую вариативность в плане подачи уведомления о прибытии.
Следует отметить, что новый федеральный закон устанавливает срок подачи уведомления о прибытии в орган миграционного учёта — в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. В прежней редакции Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» срок уведомления четко не определен, указано лишь, что оно подается по истечении семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Такого рода корректировки способствуют в целом устранению правовых пробелов и предотвращению спорных моментов, связанных с обращениями в государственные органы.
Также в соответствии с новой редакцией закона, для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, которые переселяются совместно с ними в Россию, срок выполнения действий, необходимых для постановки переселенцев на учет по месту пребывания на срок, увеличился на семь рабочих дней. Ранее требовалось встать на учёт в течение тридцати дней.
Для реализации всех положений обновлённого закона о миграционном учёте понадобится введение в действие новых подзаконных актов, поэтому статьей 2 закона предусмотрено его вступление в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
В итоге следует сказать, что закон о миграционном учёте в новой редакции упрощает некоторые важные моменты, связанные с пребыванием иностранных граждан в России, а также совершенствует механизмы миграционного учёта иностранцев. Новые решения в сфере миграционной политики устраняют некоторые ограничения, которые затрагивают множество иностранных собственников недвижимости в России, что будет положительно воспринято иностранными специалистами и послужит улучшению условий пребывания иностранцев в России. Дальнейшие изменения в этой сфере будут способствовать достижению целей, заявленных Правительством РФ.
Соблюдайте требования миграционного законодательства:
Нужна помощь с миграционным учетом? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для правильного оформления иностранных работников обратитесь за кадровым аутсорсингом. Если нужна помощь с регистрацией, рассмотрите услугу аккредитации филиалов и представительств.