Лояльность сотрудников приносит компании ощутимые дивиденды. Лояльные сотрудники готовы предпринимать сверхусилия в работе, брать на себя дополнительные функции, работать сверхурочно (часто даже без доплаты), что особенно важно в условиях кризиса. О факторах, формирующих лояльность сотрудников уже на этапе адаптации, расскажет эксперт HR-Director.ru Татьяна Лысова, руководитель отдела по управлению персоналом юридической компании «ПРИОРИТЕТ»
Лояльные сотрудники, любящие компанию и преданные делу — мечта любого руководителя компании.
Лояльность сотрудника — это желание соблюдать установленные в компании правила и нормы поведения, преданность интересам и ценностям компании. Более половины лояльных работников охотно помогают своим коллегам в решении текущих задач, что, в целом, повышает качество работы. При высоком уровне лояльности персонала часто низкая текучесть кадров. Но многие руководители считают, что сотрудники должны уже быть лояльными от того, что их приняли на работу. Однако это не так.
Повысьте лояльность сотрудников вашей компании:
Нужна помощь с управлением персоналом? Воспользуйтесь нашей услугой кадрового аутсорсинга. Для правовой поддержки обратитесь за юридическим сопровождением. Если нужна помощь с трудовыми договорами, рассмотрите услугу составления договоров.
Потенциальную лояльность работника можно оценить еще на стадии подбора, а также при проведении кадрового консалтинга персонала. Насколько жизненные и деловые ценности сотрудника совпадают с ценностями компании, можно определить во время интервью с кандидатом, используя, например, проективные вопросы: Что такое хороший коллектив? Каким должен быть хороший руководитель? Что такое успех? Что такое хорошая работа? Как вы думаете, почему одни сотрудники готовы к сверхурочной работе, а другие нет и тому подобнее.
Также очень важно выявить ожидания кандидата и определить, сможет ли компания их удовлетворить. Если да — то перед вами потенциально лояльный сотрудник. Большинство факторов, влияющих на лояльность, имеют прямое отношение к внутренней мотивации человека. Поэтому во время подбора можно использовать методику диагностики трудовых мотивов В. И. Герчикова, а также профессиональный личностный опросник OPQ (Occupational Personality Questionnaire), который дает возможность получить подробную информацию относительно того, насколько кандидаты подходят к конкретной рабочей среде, как они будут взаимодействовать с другими работниками в коллективе. Даже при условии, что во время поиска персонала HR-специалист отбирал кандидатов с необходимым компании потенциалом приверженности работодателю, лояльность персонала нужно воспитывать, причем уже на стадии адаптации.
Давайте рассмотрим те факторы, которые особенно влияют на воспитание лояльности у работника.
1. Рабочая среда.
Это комфортное рабочее место и комфортная обстановка в коллективе, которые могут решить много проблем, связанных со стрессом, который испытывает практически каждый новый сотрудник. Поэтому важно, чтобы перед выходом новичка на работу рабочее место уже было подготовлено и оснащено всем необходимым. Тогда у нового сотрудника будет ощущение того, что его ждали в компании, что его появление важно.
2. Знакомство с руководством компании.
Во многих компаниях есть такая практика: представлять новичка не только коллективу, но и руководству компании. Многим сотрудникам приятно чувствовать свою сопричастность к лицам, занимающим высокое положение. Так как им важно понимать, что они не просто очередные «винтики», а имеют значимый вес в общем успехе компании.
3. Корректное отношение к персоналу со стороны руководства.
Как показывает практика в компаниях, где руководство общается с сотрудниками спокойно, не используя крик и ненормативную лексику, не оскорбляя работников и не унижая их, персонал более лояльный, чем в компаниях, в которых сотрудники постоянно испытывают к себе неуважительное и некорректное отношение со стороны руководителя.
4. Поддержка со стороны коллег.
Во время адаптации у нового сотрудника возникает много разных вопросов, как профессионального, так и организационного характера. Многие компании практикуют систему наставничества. И именно наставник вводит в должность, помогает с решением различных вопросов. Сотруднику необходимо знать, что есть человек, к которому он может обратиться за советом и помощью. Но и другие сотрудники отдела должны помогать и поддерживать новичка.
5. Сплоченный дружный коллектив.
Этому могут способствовать различные корпоративные мероприятия, которые являются неотъемлемой частью корпоративной культуры компании. Поэтому HR служба должна непрерывно работать над развитием и поддержанием корпоративной культуры.
6. Ощущение заботы со стороны компании.
Например, отсутствие необоснованной сверхурочной работы, когда у сотрудников остается время на личную жизнь. А также различные компенсационные пакеты: медицинское страхование, оплата фитнеса и обедов, подарки детям сотрудников к Новому году, сокращенный рабочий день по пятницам и т.п. На все эти положительные моменты новичок обращает внимание и делает выводы о том, насколько компания заботится о своих сотрудниках, интересуется их нуждами и проблемами.
7. Похвала, признание профессионализма сотрудника со стороны руководства.
Руководителям подразделений важно замечать достижения своих работников и не забывать хвалить их, особенно новичков. Иногда достаточно просто искренне сказать спасибо сотруднику, который отлично выполнил свою работу. Вовремя сказанное доброе слово руководителя вполне может оказаться намного весомее, чем любые материальные вознаграждения. Конечно же, не стоит забывать, что похвала не может быть единственной формой поощрения сотрудников.
8. Доверие работодателя.
Данное чувство является немаловажным в процессе «воспитания» лояльного сотрудника. Когда руководство компании дает понять сотруднику, что им важно его мнение, как профессионала, что на него рассчитывают, вряд ли найдется много сотрудников, которые не захотят оправдать оказанное доверие.
9. Перспективы развития.
Когда новый сотрудник видит, что в компании работают специалисты, выросшие с более низких должностей до более высоких, он понимает, что в компании есть возможность профессионального и карьерного роста, что также способствует повышению лояльности сотрудников.
HR-службе необходимо проводить оценку удовлетворенности и лояльности персонала. Чем выше удовлетворенность сотрудников работой, тем более они лояльны компании. Результаты оценки помогут руководству компании и HR-службе понять, есть ли пробелы и над чем нужно поработать, чтобы лояльность персонала была на высоком уровне. И, конечно же, в процессе воспитания лояльности персонала стоит помнить, что рассчитывать на лояльность сотрудников может только лояльный работодатель.