Отзывы, которые сотрудники оставляют в Интернете о компании, влияют на ее деловую репутацию. Но в сети никто не застрахован от необоснованных пакостей бывших работников, которые затаили злобу на работодателя и хотят ему отомстить. Значит, они могут нанести вред деловой репутации компании, которая, в свою очередь, вправе защищать репутацию любыми законными способами (ст. 152 ГК РФ). Например, потребовать опровергнуть порочащие сведения, удалить их и (или) пресечь дальнейшее распространение. Если установлена личность того, кто распространяет такие сведения, компания может возместить убытки в судебном порядке. Если автор негативных отзывов не известен, добивайтесь удаления информации с интернет-ресурсов.
Как только порочащие сведения появляются в Интернете, сразу фиксируйте их
Иначе Вы лишитесь единственного подтверждения, что Ваши права нарушены. Ведь владельцы информационного ресурса могут в любой момент удалить сообщения экс-директора по развитию. Либо он может сделать это сам, лишив Вас доказательств. Так и случилось — бывший работник удалил негативные посты со своей страницы в соцсети.
Обратитесь к нотариусу и попросите его составить протоколы осмотра всех веб-страниц, где встречаются комментарии вашего бывшего работника. Такие доказательства суды признают надлежащими (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16 марта 2016 г., постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2016 г. № 15АП-8509/2016 по делу № А32-45567/2015 и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2016 г. № 16АП-870/2016 по делу № А61-3602/2015).
Защитите репутацию вашей компании:
Нужна помощь с защитой деловой репутации? Воспользуйтесь нашим юридическим сопровождением. Для решения трудовых споров обратитесь за кадровым аутсорсингом. Если нужна помощь в суде, рассмотрите представительство в арбитражном суде.
Потребуйте, чтобы работник удалил сообщения
Обратитесь к бывшему сотруднику повторно, но на этот раз в письменном виде. Четко сформулируйте требование удалить недостоверную и порочащую информацию (образец требования на стр. 60). А устно объясните, что у Вас есть все основания, чтобы обратиться в суд с иском о защите деловой репутации. Скажите, что Вы сделаете это, если экс-директор по развитию откажется удовлетворить Ваше требование в добровольном порядке. Письмо направьте на электронную почту бывшего работника либо на его почтовый адрес по месту нахождения или жительства заказным письмом с описью вложения.
Напишите владельцам интернет-ресурсов — настойчиво попросите удалить или опровергнуть порочащие сведения
Направьте письмо с такой просьбой администраторам сайтов, на которых бывший сотрудник разместил негативные отзывы о компании (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3). Конечно, владелец сайта может отказаться удалять их. Ведь в некоторых случаях администраторы и собственники сайтов не отвечают за содержание информации, которую публикуют на их ресурсах пользователи. Если получите отказ, обращайтесь в суд.
Подготовьте исковое заявление о защите деловой репутации и возмещении убытков
Если сайт, где бывший работник разместил негативную информацию, зарегистрирован как СМИ, то ответчиками будут редакция и автор. Если сайт не является СМИ, отвечать будет только автор (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3). Поскольку он Вам известен, предъявите иск к нему (образец иска см. на сайте HR-director.ru и в электронном журнале на e.HR-director.ru).
На судебном заседании будьте готовы доказать два факта
Первый факт: экс-директор по развитию распространил сведения о компании. Второй: эти сведения порочат ее деловую репутацию. Бывший работник в свою очередь будет вынужден доказывать, что информация, размещенная им, соответствует действительности.
Убедитесь, что Вы не пропустили срок исковой давности
По общему правилу, для дел о защите чести, достоинства и деловой репутации закон не устанавливает срока исковой давности. Но если сайт является СМИ, а информация, которая на нем опубликована, не соответствует действительности и вредит репутации компании, то срок давности составляет один год со дня, когда такие сведения были опубликованы (п. 10 ст. 152 ГК РФ).
Если экс-управленец клевещет или оскорбляет сотрудников компании, привлекайте его к уголовной или административной ответственности
Сотрудники, в отношении которых бывший директор по развитию распространяет ложные сведения и (или) допускает оскорбительные выражения, являются потерпевшими. Пусть обратятся с заявлением в органы внутренних дел. За клевету в СМИ на бывшего работника могут наложить штраф до 1 000 000 рублей, а за оскорбление в СМИ — штраф от 3000 до 5000 рублей (ч. 2 ст. 128.1 УК РФ, ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ).
Когда решение суда вступит в законную силу, снова обратитесь к владельцам сайтов
Является их сайт СМИ или нет, значения не имеет. По решению суда владельцы интернет-ресурсов будут обязаны удалить порочащие сведения (п. 16 Обзора практики по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16 марта 2016 г.).