Помощь при картельном сговоре

Компания ПРИОРИТЕТ оказывает профессиональную юридическую поддержку по вопросам полного ведения дел о картельном сговоре участников торгов в антимонопольных органах.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Совокупность аспектов при которых антимонопольная служба возбуждает дела по факту картельного сговора:
  1. участие (подача заявок и ценовых предложений, а также заключение контрактов) в одних и тех же торгах, несколькими компаниями с одного и того же IP-адреса.
  2. подача заявок, созданных одним и тем же автором несколькими компаниями в рамках одних и тех же торгов.
  3. «пассивное» поведение участников закупки (участников сговора) в рамках совместного участия в торгах, направленное на поддержание размера НМЦК.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СГОВОР НА ТОРГАХ

В случае установления антимонопольной службой факта картельного сговора между участниками торгов, компаниям и генеральным директам грозит следующая ответственность:

  1. Административная ответственность (ст. 14.32 КоАП РФ) в виде административного штрафа в следующих размерах:
  • на должностных лиц — до 50 000 рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет;
  • на юридических лиц — до 4 % от суммы выручки правонарушителя.
  1. Уголовная ответственность (ст. 178 УК РФ)

(в случае совокупного размера НМЦК в рамках картельного сговора свыше 50 миллионов рублей), участники сговора наказываются:

  • штрафом до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового,
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.
Что делаем мы* Что нужно от Вас Результат
  1. Анализ перспективности дела.
  2. Подготовка письменной правовой позиции.
  3. Подбор судебной практики.
  4. Сбор всех необходимых сопровождающих позицию документов и сведений.
  5. Подготовка всех необходимых правовых документов в рамках рассмотрения дела и ведения переписки между участниками картельного сговора.
  6. Представление и защита интересов клиента компании в антимонопольном органе при рассмотрении дела о картельном сговоре и административном деле в рамках рассмотрения вопроса о мерах ответственности участников сговора.
  7. Получение решения антимонопольного органа.
  1. Перечень реестровых номеров торгов, в рамках которых антимонопольная служба установила картельных сговор участников;
  2. Сведения о присвоенных провайдерами IP-адресах, с которых осуществлялся выход в сеть Интернет за период зафиксированного УФАС картельного сговора, с указанием наименования провайдера;
  3. Сведения о фактическом адресе, с которого осуществлялся выход от имени в Интернет;
  4. Сведения о помещениях, из которых осуществлялся выход в Интернет для участия во всех электронных аукционах за период зафиксированного УФАС картельного сговора;
  5. Сведения о группе лиц, входящих в одну группу с участниками картельного сговора, в понимании ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции»;
  6. Учредительные документы участника картельного сговора (устав, свидетельство ОГРН и ИНН, решение о создании и назначении ген. директора, приказы о вступлении директора в должность, выписка из ЕГРЮЛ);
  7. Бухгалтерский баланс за последний год периода картельного сговора (по форме ОКУД 0710001);
  8. Отчет о финансовых результатах за последний год периода картельного сговора (по форме ОКУД 0710002);
  9. Организационно-правовые документы за период картельного сговора, а именно организационная структура и штатное расписание с указанием ФИО сотрудников;
  10. Организационно-распорядительные документы за период картельного сговора, а именно первичные документы по кадровому учету: приказы о приеме на работу и об увольнении;
  11. Перечень ответственных сотрудников и/или привлеченных лиц, принимавших участие в подготовке документов и проведение торгов за период картельного сговора.

Минимизация или освобождение от ответственности участников картельного сговора.

*перечень осуществляемых в рамках услуги действий определяется индивидуально, с учетом этапа обращения клиента за правовой помощью и фактической возможностью осуществления ряда правовых действий.

Картельный сговор — что это такое?

Картельный сговор — соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими экономическую деятельность на одном товарном рынке, если такие соглашения направлены на:

  • установление или поддержанию цен, скидок, надбавок, наценок,
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах,
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу,
  • сокращению или прекращению производства товаров,
  • отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Примечание: под соглашением не следует понимать договор, заключенный согласно нормам ГК РФ (пункт 9 «Обзора ВС РФ по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Какие действия антимонопольный орган квалифицирует как сговор участников торгов?

Вопрос о соответствии соглашений производителей и поставщиков требованиям пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должен решаться антимонопольным органом в каждом конкретном случае на основании анализа и оценки всех имеющихся обстоятельств дела (Письмо ФАС РФ от 04.04.2011 года № ИА/12082).

В частности ФАС России в рамках дела N 4-14.32-880/00-22-17 в качестве признаков свидетельствующих о сговоре участников аукционов указал на следующие факты:

  • по завершению аукционов, проигравшие организации заключали договоры поставки/купли-продажи или получали иное возмещение от победителей;
  • некоторые участники аукционов имели устойчивые связи (характер которых, однако, исключает их юридическую подконтрольность одному лицу);
  • аукционы завершились с минимальным снижением цены контракта;
  • аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной (максимальной) ценой, количеством участников, подавших заявки на участие и рядом других обстоятельств, однако, описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся (аналогичных действий), однозначно прослеживается в каждом их перечисленных аукционов.
Какая административная ответственность предусмотрена за картельный сговор?

В качестве административного наказания за картельный сговор статья 14.32 КоАП РФ устанавливает штраф:

  • на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара.

За заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения влечет:

  • наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
  • на юридических лиц — от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Срок привлечения к ответственности в рамках дела о картельном сговоре

В отношении нарушений в сфере антимонопольного законодательства имеются специальные сроки давности.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства — со дня окончания нарушения или его обнаружения (статья 41.1 Закона о защите конкуренции).

Основания для возбуждения уголовного дела в рамках картельного сговора участников торгов

В силу статьи 178 Уголовного Кодекса РФ основанием для возбуждения уголовного дела является совершение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), которое подпадает под действие статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» и если это деяние причинило ущерб в крупном размере (ущерб свыше 10 миллионов рублей (часть 2 статьи 178 УК РФ) либо повлекло извлечение дохода в крупном размере (доход, сумма которого превышает 50 миллионов рублей (примечание к статье 178 УК РФ).

Наказывается:

  • Штрафом от 300 000 рублей до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового,
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Согласно части 2статьи 178 УК РФ то же самое деяние совершенное лицом с использованием своего служебного положения, сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, причинившие особо крупный ущерб (ущерб свыше 30 миллионов рублей (часть 2 статьи 178 УК РФ) либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере (доход свыше 250 миллионов рублей (примечание к статье 178 УК РФ).

Наказывается:

  • принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
  • либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей,
  • в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.
По чьей инициативе возбуждается дело о картельном сговоре?

Круг инициаторов возбуждения дела о картельном сговоре является очень широким:

1. В первую очередь это антимонопольный орган, который на основании проверок устанавливает наличие признаков картельного сговора.

По информации начальника управления по борьбе с картелями ФАС Андрея Тенишева по состоянию на март 2017 года ФАС России выявил картельные сговоры в 80 регионах России, проверены 3000 открытых аукциона на общую сумму 12 миллиардов рублей, приняты решения о назначении штрафов на сумму 60 миллионов рублей.

2.Физические, юридические лица, заказчики.

Доказательства, свидетельствующие о картельном сговоре можно разделить на прямые доказательства и на косвенные:

Прямые доказательства

Обобщенная позиция ФАС России:

Прямыми доказательствами картельного сговора являются:

  • письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения:
  • непосредственно соглашения;
  • договоры в письменной форме;
  • протоколы совещаний (собраний);
  • переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде (Разъяснения Президиума ФАС России №. 3. Утверждено протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 года).

Из практики ФАС России:

  • В рамках внеплановой проверки ФАС России (Решение по делу 1-11-179/00-22-16) на рабочих компьютерах руководителя заместителя начальника Тендерного отдела ООО «ПК Аквариус» обнаружена переписка сотрудников компании с сотрудниками конкурирующей организацией ЗАО «КРОК инкорпорейтед» с текстом, прямо указывающим о согласованных действиях организаций,
  • Решением по делу установлено, что ООО «К» совместно с АО «ФПГ «У», АО «Р», ООО «Т» заключили и реализовали антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах
  • В деле ЗАО «Русская рыбная компания», ЗАО «Атлант-Пасифик», группы лиц в составе ЗАО «ИТА Северная компания» и ЗАО «СК Ритейл», заключили «соглашение о стратегическом партнерстве» фактически ограничив поставку рыбы на территорию РФ,
  • Согласно имеющимся материалам после проведения торгов (10.05.2016) состоялась встреча заместителя министра и директора ООО «Ц», в рамках которой обсуждался положительный результат проведенных торгов — победа ООО «С» (справка о расшифровке разговора от 11.05.2016 в 09:53 в служебном кабинете (Решение ФАС России от 10.07.2017 по делу N 73-7789-17/16).

Косвенные доказательства

Обобщенная позиция ФАС России

Косвенными доказательствами являются:

  • отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности — получению прибыли;
  • заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;
  • использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах;
  • фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;
  • оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;
  • формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;
  • наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения е доказательства: (Разъяснения Президиума ФАС России №. 3).

Из практики ФАС России:

В качестве косвенных доказательств картельного сговора в деле N 4-14.32-881/00-22-17 были признаны:

  • Завершение торгов с минимальным снижением начальной цены,
  • Ценовые предложения подавались чаще одной организацией, несмотря на то, что на аукцион заявлялись от одиннадцати до сорока организаций,
  • При участии в торгах использование единой инфраструктуры, включающую одинаковые IP-адреса, телефоны, места фактического расположения, электронные адреса, (Постановление ФАС России от 11 июля 2017 г.).

В деле N 4-14.32-882/00-22-17:

  • по завершению аукционов, проигравшие организации заключали договоры поставки/купли-продажи или получали иное возмещение от победителей;
  • для подготовки участия в торгах, а именно при получении электронных цифровых подписей (далее — ЭЦП) для последующего доступа в личные кабинеты на ЭТП ряд организаций выдавал доверенности на подачу документов, получение ЭЦП на одно лицо/одних лиц (Постановление ФАС России от 11 июля 2017 г.).

В деле N 4-14.32-485/00-30-17:

  • Сотрудники отдела маркетинга и сбыта АО «УА» имеют доступ к электронным торговым площадкам не только от имени АО «УА», но и от имени ООО «К», ООО «ТА», АО «Ф», АО «Ф» и АО «УА»;
  • Сотрудники АО «Ф» представляют интересы и ведут хозяйственную деятельность от имени нескольких хозяйствующих субъектов (АО «Ф», ООО «К», АО «УА», ООО «ТА»);
  • предложение участниками на протяжении более трех лет абсолютно идентичных лекарственных препаратов в составе первых частей заявок, направляемых на ЭТП, и к поставке по 2 358 позициям из 2 362) (Постановление ФАС России от 22.06.2017).

По правонарушениям, имеющим признаки административного правонарушения

Поводом к возбуждению дел об административном правонарушении является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ).

Поводами для возбуждения дела по правонарушениям, имеющим признаки уголовно-наказуемого деяния являются:

  • заявление о преступлении (Уголовно-процессуальный кодекс в принципе не ограничивает круг лиц, которые могут заявить о свершении преступления, в том числе в сфере антимонопольного законодательства)
  • явка с повинной;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Какова подсудность по рассмотрению дел о картельном сговоре

В силу абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в сфере антимонопольного законодательства рассматриваются Арбитражными судами.

Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — место окончания противоправной деятельности (Постановление Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 года).

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения Заказчика (Постановление ФАС России от 11.12.2015 по делу N П-121/15/АК905-15).

Согласно статье 52 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Как антимонопольный орган определяет размер штрафа в отношении участников картельного сговора

Сумма назначаемого ФАС штрафа определяется следующим образом:

Сумма минимального размера административного штрафа и половины разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Формула определения размера штрафа:

Минимальный размер штрафа + (максимальный размер штрафа — минимальный размер штрафа / 2).

Пример: Санкция части 1 статьи 14.33 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Следовательно, размер штрафа (с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств) составляет 300 000 рублей. (100 + ((500 — 100) / 2)= 300 000 рублей (Постановление Санкт-Петербургского УФАС России от 09.04.2015 по делу N Ш01-215/15).

ФАС при рассмотрении вопроса назначении административного наказания руководствуется положениями статьи 4.2 КоАП РФ (обстоятельства, смягчающие административную ответственность) и положениями стать 4.3 КоАП РФ (обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания ФАС в силу статьи 4.2 КоАП РФ учитывает следующие общие смягчающие обстоятельства:

  • предотвращение совершившим правонарушение лицом вредных последствий административного правонарушения; (при установлении данного пункта назначается в минимальном размере согласно пункту 4 части 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ);
  • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; (при установлении данного пункта назначается в минимальном размере согласно пункту 4 части 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ).

При установлении нижеперечисленных смягчающих обстоятельств штраф подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  • добровольное сообщение в уполномоченный орган о совершенном административном правонарушении;
  • оказание совершившим правонарушение лицом содействия уполномоченному органу в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Специальными смягчающими обстоятельства являются:

  • лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения (пункт 3 примечания к статье 14.32 КоАП РФ).

Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим и подлежит установлению с учетом фактических обстоятельств дела.

При определении размера назначаемого штрафа в отношении участников картельного сговора ФАС России также учитывает:

  • характер совершенного административного правонарушения,
  • имущественное и финансовое положение лица,
  • факт ранее не привлечения к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения (Постановление ФАС России от 11.07.2017 по делу N 4-14.32-926/00-06-17).

Отягчающими обстоятельствами являются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения;
  • с совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • Как и в случае с смягчающими обстоятельствами, конкретно обстоятельства может быть признано рассматривающим дело органом как отягчающее ответственность обстоятельством даже если оно не предусмотрено кодексом.

Примечание: При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Специальными отягчающими обстоятельствами являются:

  • организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий;
  • принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях (пункт 4 примечания к статье 14.32 КоАП РФ).

 

Анализ перспектив дела и определение размера возможных штрафных санкций участников картельного сговора

бесплатно

Представительство в ФАС в рамках рассмотрения дела о картельном сговоре

15 000 руб./1 заседание

Подготовка письменной правовой позиции по делу

от 15 000 руб.*

Оставить заявку

* Дополнительное вознаграждение оплачивается исключительно в случае достижения согласованной с клиентом цели (минимизация или освобождение от ответственности участника картельного сговора)

Размер стоимости услуг и размер дополнительного вознаграждения рассчитывается индивидуально в каждой конкретной ситуации и зависит от:

  • этапа обращения клиента за правовой помощью,
  • «сложности» бремени доказывания добросовестности участника торгов,
  • необходимости осуществления ряда дополнительных правовых действий,
  • иных аспектов фактических обстоятельств дела.

Или позвоните нам, и мы дадим вам
консультацию по вопросам связанных с картельным сговором.

Аделина Мельк

руководитель отдела юридического консалтинга

+7 (495) 987-18-50
Оставить заявку
Расчет стоимости
Скачать прайс