Работа над ошибками: досудебный порядок урегулирования споров частично отменен

12 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2017 № 147-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», который существенным образом ограничил сферу применения обязательного претензионного порядка в арбитражном процессе.

Анастасия Фишкина, юрист

Напомню, что не так давно, а именно с 1 июля 2016 года, Федеральным законом от 2 марта 2016 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» в России был введен обязательный досудебный порядок урегулирования всех споров, возникающих из гражданско-правовых отношений и отнесенных к компетенции арбитражных судов. Исключения составляли только случаи, прямо предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — «АПК РФ»). Подача искового заявления в суд, по общему правилу, стала возможной только после истечения 30 календарных дней со дня направления досудебной претензии контрагенту.

Цель введения такого «сложного» порядка подачи искового заявления понятна. Она заключается в том, чтобы стимулировать участников отношений самостоятельно и мирно разрешить соответствующий спор, а, следовательно, уменьшить количество споров, попадающих в суд.

Тем не менее, со временем стало ясно, что обязательный досудебный порядок на практике работает неэффективно и имеет множество пробелов.

Вышеназванный Закон попытался решить некоторые имеющиеся проблемы.

1. В соответствии с новой редакцией АПК РФ сфера применения обязательного претензионного порядка разумно ограничена.

К спорам, для которых претензионный порядок является обязательным, Законом отнесены следующие:

  • гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения
  • иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, если необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора установлена федеральным законом или договором.
  • экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора установлена федеральным законом.

Кроме того, законодателем расширен перечень дел, по которым не требуется соблюдать досудебный порядок урегулирования спора. Так, помимо ранее предусмотренных, которые сохранены законодателем в неизменном виде, новыми основаниями являются:

  • дела приказного производства;
  • дела, связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов (до принятия изменений досудебное урегулирование не требовалось только при оспаривании решений третейских судов);
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  • а также, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Еще одно важное изменение — введение досудебного порядка урегулирования отдельных категорий споров, связанных с защитой исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Законом предусмотрено, что предъявление правообладателем претензии до предъявления иска о возмещении убытков или выплате компенсации является обязательным. Такой порядок распространяется на случаи, когда правообладатель и нарушитель исключительного права являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и спор подведомствен арбитражному суду.

Исковое заявление по этому основанию может быть предъявлено в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения ответа на нее в течение 30 календарных дней со дня направления претензии, если иной срок не предусмотрен договором.

Досудебный порядок, в качестве исключения, не распространяется на требования:

  • о признании права;
  • о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • об изъятии материального носителя;
  • о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя;
  • об изъятии из оборота и уничтожении орудий, оборудования или иных средств, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации.

3. Законом установлен порядок досрочного прекращения правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования правообладателем.

Лицо, которое заинтересовано в прекращении правовой охраны товарного знака, должно направить его правообладателю предложение обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с заявлением об отказе от права на товарный знак либо заключить договор о его отчуждении. Важно отметить, что такое предложение можно направить только спустя 3 года после того, как товарный знак был зарегистрирован.

Предложение заинтересованного лица направляется правообладателю, а также по адресу, указанному в Государственном реестре товарных знаков или в соответствующем реестре, предусмотренном международным договором Российской Федерации.

По истечении 2 месяцев с момента направления соответствующего предложения и при условии, что правообладатель не подал заявление об отказе от права на товарный знак или не заключил договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, заинтересованное лицо получает право обратиться в суд.

Расчет стоимости
Скачать прайс