Торговый сбор. В чем разница между стационарными и нестационарным объектами торговли?

«Расчет» №14, октябрь 2015


Евгения Яковлева

руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования

Как известно, с 1 июля 2015 года в Москве был введен торговый сбор. Его плательщиками признаются организации и ИП, которые осуществляют свои виды предпринимательской деятельности через объекты стационарной и нестационарной торговой сети.

Однако, заглянув в главу 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса мы не найдем ответ на вопрос, что считать такими объектами. С помощью НК РФ определить это невозможно. Не поможет разобраться в этом вопросе и Закон города Москвы от 17 декабря 2014 года «О торговом сборе» — в котором прописано кто и с чего платит этот сбор, и каким образом он рассчитывается.

В связи с этим у многих предпринимателей до сих пор возникают вопросы, что считать стационарным, а что нестационарным объектом торговли. Помочь разобраться в этом призвано постановление правительства Москвы от 30 июня 2015 года № 401-ПП «О порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором».

Разработал постановление № 401-ПП Департамент экономической политики и развития города Москвы. Именно эта структура контролирует в столице всю полноту и достоверность информации об объектах обложения торговым сбором.

В сентябре Департамент разместил на своем сайте информацию с разъяснениями, что считать стационарными и нестационарными объектами. Какие моменты нужно учитывать предпринимателям, чтобы у них не возникло споров с налоговой инспекцией?

Во-первых, месторасположение. Стационарные объекты всегда находятся в многоквартирных домах и нежилых зданиях, а нестационарные — это, по сути, временные постройки типа, например, киоски, а также развозная или разносная розничная торговля. Во-вторых, для первого вида деятельности имеет значение, где и как происходит продажа товаров — в торговом зале со специально оснащенным оборудованием для его демонстрации.

С практической точки зрения разъяснения крайне важны, так как сумма сбора рассчитывается предпринимателем самостоятельно, исходя из характеристик его объекта. Например, для магазинов с торговым залом, в зависимости от его площади и от местонахождения, а для нестационарных и стационарных объектов без торгового зала — учитывая только расположение. Почувствуйте, как говорится, разницу. Если предприниматель знает, к какому виду относится его площадь, то это позволит ему корректно рассчитать торговый сбор, и соответственно, верно вычесть данную сумму в дальнейшем при расчете налога на прибыль, НДФЛ, УСН.

Отмечу, что Департамент экономической политики и развития города Москвы подготовил и разместил на своем сайте в формате вопрос-ответ удобный справочный материал по торговому сбору. Этот платеж взимается в настоящее время только на территории Москвы и четкого сформированного опыта работы и практических навыков по нему у предпринимателей крайне мало. По этой причине все разъяснения профильного Департамента могут быть хорошим подспорьем в этом вопросе.

Расчет стоимости
Скачать прайс