Сложности на таможне при поставке зарубежных товаров: как их решили Ваши коллеги

«Генеральный Директор» №9, сентябрь 2014


Виталий Бородкин
старший юрист, руководитель таможенной практики, ВЭД

При импорте товаров основные споры возникают по следующим причинам: необоснованная корректировка их таможенной стоимости; нарушение сроков выпуска продукции с границы; отказ таможенников в предоставлении льгот по уплате пошлин и налогов. Рассмотрим каждый случай в отдельности. Напомню, что Таможенный кодекс РФ утратил силу. Вместо него теперь действуют Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК КС), решения Комиссии Таможенного союза, а также Федеральный закон от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Корректировка таможенной стоимости

В теории все просто: импортер ввозит товар, определяет его таможенную стоимость, уплачивает ввозные пошлины, затем груз выпускается с территории таможни. Но на практике все иначе: стоимость ввозимых товаров корректируют сотрудники таможенной службы, поскольку она является базой для расчета пошлин (ст. 75 ТК ТС). Соответственно, чем дороже товар, тем больше поступит денег в бюджет.

Импортеры при определении стоимости чаще всего используют метод «по цене сделки с ввозимыми товарами»1, то есть приравнивают стоимость поставки к цене контракта. Как правило, такой расчет не удовлетворяет таможенников, поэтому компанию может ждать дополнительная проверка груза и документов непосредственно на пункте досмотра, на что проверяющие имеют полное право (ст. 66 ТК ТС, решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376). В последнее время тщательному контролю подвергают даже тех импортеров, которые на протяжении нескольких лет ввозят одну и ту же продукцию.

Пример. Компания «Юнитрейд» ввозила товар через домодедовскую таможню. Его стоимость была приравнена к цене сделки. В качестве подтверждения фирма представила декларацию таможенной стоимости, копию контракта и спецификации (документ, в котором указываются качество, размер, количество товаров), а также авианакладную. Усомнившись в заявленной стоимости товара, таможенники запросили у организации пояснения о влияющих на цену физических и качественных характеристиках, экспортную таможенную декларацию страны отправления, бухгалтерские документы о поставке товара на баланс, сведения о реализации данного или идентичного товара на внутреннем рынке. Компания представила все бумаги, за исключением декларации, пояснив, что поставляет товар по условиям FCA (англ., free carrier - франко-пере- возчик), то есть экспортное оформление осуществлял продавец (китайская фирма), поэтому у покупателя попросту нет этого документа. Однако такой довод не удовлетворил сотрудника таможни, и он выдал решение о корректировке стоимости. Компания была вынуждена заплатить дополнительную сумму пошлин, после чего обратилась в суд с требованием возместить ей эти деньги. Главным аргументом в пользу истца стало следующее обстоятельство: импортер обязан предоставить по требованию таможенного органа только те документы, которые у него должны быть по закону и которыми он реально владеет (постановление Президиума ВАС от 19.04.2005 №13643/04). Напомню, что к основному пакету документов относятся: контракт; инвойс (перечень, цена и количество товаров); подтверждение производителя о том, что реализация ввозимого товара осуществляется определенной компанией и отпускается ей по установленной цене; бумаги, подтверждающие затраты импортера на погрузку и транспортировку товара до границы с Таможенным союзом. Знание законов и наличие необходимого пакета документов позволили компании вернуть около 25 тыс. руб. (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда №А41-18049/11 от 14.02.2012).

Говорит Генеральный Директор

Кирилл Флегонов, Генеральный Директор компании «Неос-ингредиентс».

Раньше наша компания поставляла грузы из Китая через Санкт-Петербургскую таможню, но в 2010 году из-за перегрузки порта и увеличения времени таможенной очистки мы перешли на таможню Новороссийска. К тому же на тот момент мы открыли филиал компании в Краснодаре, и нам была выгодна такая логистика. Вначале все было хорошо: таможенная очистка проходила быстро и без каких-либо проблем. Конечно, стоимость корректировали, но незначительно, поэтому мы закрывали на это глаза. Но когда дело коснулось суммы около 800 тыс. руб., мы пошли на принцип. Подали несколько исков в суд с требованием признать решение таможенного органа незаконным и возместить излишне уплаченные деньги. Естественно, мы не перестали работать с новороссийской таможней, грузы проходили, но отношения испортились. Брокеры даже говорили, что наша компания попала в черный список импортеров. Последней каплей стал груз, по которому был скорректирован НДС. Оспаривать это решение мы не стали, потому что налог ставится у нас в зачет, но для себя поняли, что работать через Новороссийск больше не будем. После этого вернулись в Санкт-Петербургскую таможню. Вообще таможня - это лотерея: пять грузов проходит нормально, с шестым возникают проблемы. Сейчас мы нацелены на расширение сотрудничества со Смоленской таможней, поставляя грузы через порты Риги, Клайпеды или Таллина и далее автотранспортом до нашего склада. По нашим расчетам это будет дешевле, поскольку задержка груза на складе временного хранения на несколько дней в отечественном порту обходится существенно дороже, чем в европейском. К тому же в этом случае нам не нужны услуги брокера. Мы сами подаем электронные декларации и полностью контролируем процедуру таможенной очистки и дальнейшей поставки товара до нашего склада.

А коллегам я бы посоветовал избавляться от стереотипов, что таможня всегда права. Это не так, нужно просто не бояться отстаивать справедливость. Я не испугался и не жалею об этом. Нам удалось возместить не только излишне уплаченные пошлины, но и судебные издержки. Сейчас мы подали еще один иск с требованием выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Конечно, не все бизнесмены идут на принцип, и порой их можно понять. Например, у меня есть друг, у которого просто бешеный грузопоток, и он не может его приостановить, иначе дело всей жизни полетит в никуда. Однако не исключено, что и это лишь собственные предубеждения.

Задержка товара в зоне таможенного контроля

Эта проблема возникает, как правило, из-за долгого оформления документов на ввезенные товары. Особенно остро ее чувствуют импортеры которые занимаются поставками скоропортящейся продукции. Теоретически товары должны отпускаться с территории таможни не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (ст. 196 ТК ТС). Однако с письменного разрешения руководителя таможни или его заместителя этот срок может быть продлен до 10 дней, чтобы провести соответствующую проверку и оформить все необходимые бумаги.

Пример. Компания «Кари» ввезла на территорию России обувь китайского производства, о чем известила Ханты-Мансийскую таможню в электронном виде, представив декларацию таможенной стоимости, а также документы, на основании которых она была заполнена. Однако таможенники решили провести дополнительную проверку бумаг и экспертизу товаров. Организация предложила выпустить товар под аванс в размере 130 тыс. руб., но получила отказ, поскольку результаты экспертизы еще не были готовы. В итоге компания была вынуждена заплатить более 20 тыс. руб. за хранение груза в зоне таможенного контроля. После чего она обратилась в суд с требованием возместить эту сумму. Главным apгументом в ее пользу стал тот факт, что отсутствие результатов контрольных мероприятий не является основанием для отказа в выпуске товара с таможни, в соответствии со статьей 220 Федерального закона от 27.11.2010 №31ТФЭ (постановление ФАС Московского округа от 21.02.2014 №Ф05-803/2014).

Возврат излишне уплаченных пошлин и отказ в предоставлении льгот

Переплата может возникнуть как в случае арифметической ошибки, так и в результате необоснованной корректировки или отказа в предоставлении положенных льгот (например, освобождение от уплаты НДС при ввозе медицинских изделий и техники). Чтобы вернуть деньги, компания должна подать заявление в таможенный орган в течение трех лет со дня возникновения переплаты (ст. 147 Федерального закона № Э11-ФЗ). Если таможня откажется возмещать излишне уплаченную сумму следует обратиться в суд.

Пример. Сахалинская таможня пересчитала стоимость ввозимых для утилизации автомобилей, и в результате одному из российских бизнесменов пришлось заплатить пошлины на 338 тыс. руб. (это было больше, чем он планировал). Перечислив деньги, он, однако, подал в вышестоящую инстанцию заявление на возврат излишне уплаченной суммы. Получив отказ, мотивированный отсутствием подтверждающих переплату документов, предприниматель обратился в суд. Главным аргументом в его пользу стал тот факт, что таможенникам были представлены все необходимые для ввоза бумаги, но, несмотря на это, они посчитали, что бизнесмен не имеет права применять метод «по цене сделки с ввозимыми товарами», то есть приравнивать таможенную стоимость к цене контракта. Кроме того, проверяющие не представили в суде доказательства правомочности своих действий. В результате суд обязал Сахалинскую таможню вернуть деньги (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.01.2014 № Ф03-6381/2013). А вот каширской таможне пришлось возместить компании «ЭУР-МЕД Денталдепо» более 1,1 млн руб. за незаконный отказ в предоставлении льготы. Организация занималась поставками медицинского оборудования, и ей полагалась преференция в виде освобождения от уплаты НДС, что подтверждается декларациями соответствия и регистрационным удостоверением. Однако таможенники провели проверку и пришли к выводу, что у компании нет оснований для льготы. Организация вывезла товар с таможни, предоставив проверяющим аванс, который вернула через суд (решение Арбитражного суда Московской области от 06.02.2014 № А41-38657/13).

Советы Генеральным Директорам

  1. Чтобы минимизировать риски, поручите специалисту по внешнеэкономической деятельности заранее подготовить полный пакет документов, сопровождающих товар.
  2. Если Вы считаете, что стоимость груза была необоснованно скорректирована, поручите юристу подать жалобу в вышестоящую таможенную инстанцию и далее в суд, если получите отказ в удовлетворении жалобы. Не забывайте, что на это отведено три месяца с момента нарушения Ваших прав (ст. 40 Федерального закона от 27.11.2010 №311-Ф3).
  3. Вы имеет право требовать возмещения убытков, например, причиненных компании из-за длительного временного хранения груза на складе. Для этого нужно подать заявление в ФТС РФ (ст. 1071 ГК РФ, ст. 158 БК РФ).
  4. Если Вы сомневаетесь в правильности присвоения товарам кодов ОКВЭД, из-за чего опасаетесь споров с таможенными органами, можно получить предварительные классификационные решения на ввозимый товар. Для этого нужно подать заявление в ФТС РФ или в ее региональное управление. Единственный минус - длительный срок оформления (90 календарных дней с даты подачи и регистрации заявления).
  5. Будьте готовы к корректировке таможенной стоимости. По возможности, запросите информацию (официальное подтверждение) от поставщика или производителя о ценах на ввозимый товар. Помните, что необходимость корректировки стоимости обязаны доказывать таможенные органы.
Расчет стоимости
Скачать прайс