Госзакупки по новым правилам

«ЭЖ Юрист» №4, февраль 2016


Мария Калинина
руководитель отдела юридического консалтинга

Для участников системы госзакупок 2015 год стал годом адаптации к изменениям законодательства и правоприменительной практики. Появились новые правила игры, которые влияют на получение и выполнение оборонного заказа.

Ожидается увеличение споров

Изменения в Федеральном законе от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ред. от 13.07.2015) начали действовать с 1 сентября 2015 года. В частности, в Закон был добавлен раздел о банковском сопровождении сделок уполномоченными банками. Теперь для каждого государственного контракта открывается отдельный счет в ограниченном перечне уполномоченных банков, и все расчеты по контракту с подрядчиками и субподрядчиками, которые входят в кооперацию исполнителя, проводятся с помощью отдельных счетов. После исполнения госконтракта отдельный счет должен закрываться. При этом Законом № 275-ФЗ предусмотрен целый ряд ограничений по операциям с такими специальными счетами, которые фактически делают невозможным использование денежных средств по контракту до его полного исполнения всеми субподрядчиками. В частности, запрещаются возврат займов и кредитов, внесение денежных средств на депозиты, операции, связанные с покупкой валюты, сведена к минимуму возможность списания денежных средств по исполнительным документам.

Минобороны России объясняет, что такая система призвана контролировать прежде всего авансы, которые массово выдаются в рамках оборонного заказа, поскольку эти средства должны идти только на исполнение оборонного заказа, а не на другие цели. Однако на практике у исполнителей возникли как большие сложности с открытием спецсчетов, так и длительные задержки, связанные с получением средств по уже выполненным контрактам. При этом под действие Закона № 275-ФЗ попали контракты, заключенные до вступления новых правил в действие, но оплата по которым не была фактически произведена заказчиками до 1 сентября 2015 года. Можно сказать, что в некотором смысле в нашей стране бизнес в переходный период кредитует оборонный заказ.

Также бизнес-сообщество вынуждено адаптироваться к новым сведениям, которые уже доступны и появились в реестре недобросовестных поставщиков. С начала 2015 года в реестр вносят сведения о руководителях и учредителях недобросовестных компаний (раньше сама форма для заполнения информации по внесению в РНП не давала такой возможности).

При этом ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 30.12.2015) предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование (и заказчики такие требования устанавливают) о том, что участник закупки должен отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков, в том числе учитывается информация об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, то есть юридического лица.

Таким образом, значительно уменьшаются возможности учредителей и директоров компаний, которые уже включены в этот реестр, участвовать в закупках от других зарегистрированных компаний. Если директора, который уже попал в реестр недобросовестных поставщиков, можно поменять, то владельцам бизнеса придется гораздо сложнее. Поэтому мы можем смело прогнозировать в ближайшие годы увеличение количества споров в арбитражных судах по обжалованию решений о включении в этот важный для системы госзакупок реестр.

Нелегкие условия

Нестабильность банковской системы также отразилась на рынке государственного заказа. Новая тенденция в связи с регулярным отзывом у банков лицензий привела к тому, что на рынке появились банковские гарантии, которые со значительным дисконтом продавались банками перед отзывом лицензий. В случае с долгосрочными государственными контрактами подрядчики, обеспечившие контракт подобной гарантией, могут столкнуться с целым рядом проблем. Возможны споры с заказчиками вплоть до расторжения контрактов, поскольку гарантия, выданная банком, у которого впоследствии отозвана лицензия, не сможет обеспечить исполнение контракта. Заказчики либо будут требовать замены банковской гарантии (а это дополнительные расходы), либо расторгать государственные контракты.

Отметим и положительный момент для поставщиков по государственному заказу: недавно Законодательным собранием Санкт-Петербурга подготовлен законопроект «О внесении изменений в статью 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым предлагается установить исчерпывающий перечень оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контрактов.

Согласно этому законопроекту заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если это было предусмотрено контрактом. При этом отказ должен быть основан на конкретных нарушениях, например неоднократном нарушении сроков поставки, выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров с существенными недостатками и т. п.

В законопроекте предусмотрено, что заказчик не вправе принимать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если указанные обстоятельства наступили по его вине. Заметим, что необоснованные отказы государственных заказчиков от государственных контрактов стали в 2014–2015 годах большой и серьезной проблемой, так как многие заказчики злоупотребляли своими неограниченными правами на отказ от исполнения контракта. Возможно, эта ситуация значительно улучшится в 2016 году, когда законопроект будет принят.

Расчет стоимости
Скачать прайс