Когда членство в СРО обязательно

В курсе правового дела №24 декабрь 2010


Виталий Бородкин
старший юрист

Вместе с тем многим субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим, в частности, различного рода монтажные, отделочные и прочие работы, которые в принципе можно отнести к строительным, до сих пор неясно: всегда ли нужно им вступать в саморегулируемые организации и получать свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства?

Справочно. По данным Национального объединения строителей в России зарегистрировано около 400 СРО, в том числе 229 в области строительства. Если в 2008 году было выдано 260 тыс. лицензий, то сегодня получили допуск на производство СМР, лишь 85 тыс. строительных организаций[1].

Для того чтобы четко ответить на этот вопрос, прежде всего надо выделить основные критерии, которым нужно соответствовать для получения свидетельства о допуске.

Как следует из анализа статей 47, 48, 52 и 55.8 Градостроительного кодекса РФ, свидетельство о допуске выдается в случае проведения работ (инженерных изысканий, проектных, строительных работ), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Перечень), утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 и вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Напомним. Первый аналогичный перечень был утвержден на год раньше — приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274, но с момента вступления в силу нового он был признан недействительным.

Следовательно, первым критерием необходимости получения свидетельства о допуске является проведение работ в отношении объекта капитального строительства. При этом необходимо понимать, что к таковым можно отнести не все объекты, которые стоят на земле.

Под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек[2].

В судебной практике по данному вопросу сложилось вполне определенная точка зрения: согласно статье 130 ГК РФ основным критерием отнесения вещи к недвижимости является ее прочная связь с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.

При создании недвижимого имущества к правоустанавливающим документам в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства относятся акты об отводе земельного участка под капитальную застройку, разрешение на строительство, акт приемки законченного строительством объекта, удостоверяющий возможность безопасной эксплуатации капитального строения.

Таким образом, для того, чтобы объект строительства можно было считать объектом капитального строительства, необходимо соблюсти требования статьи 130 ГК РФ, а также иметь в наличии хотя бы акты об отводе земельного участка под капитальную застройку и разрешение на строительство[3].

Выходит, что если лицо строит, например, торговый павильон, но для его возведения не нужна разрешительная документация и в будущем его можно разобрать без несоразмерного ущерба для него, то этому лицу нет необходимости получать свидетельство о допуске к работам.

Второй критерий, собственно, указан в Перечне — это наличие разрешения на строительство. Данный критерий вытекает из предыдущего.

Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ, а также в отношении, например, объектов индивидуального жилищного строительства; жилых домов с количеством этажей не более чем 3, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания 1 семьи (жилые дома блокированной застройки)[4].

И третий критерий — выполнение работ, которые прямо предусмотрены действующим Перечнем.

Кроме того, Минэкономразвития России дало разъяснения о необходимости вступления в СРО и получения свидетельства о допуске в отношении конкретных ситуаций.

Так, не требуется получать свидетельство о допуске, если юридическое лицо или ИП осуществляют деятельность по текущему ремонту зданий и сооружений[5]. Это же касается и проектирования частных домов и детских площадок, а также проведения электромонтажных работ на готовом объекте или отсутствия проводимых на строящемся объекте работ в Перечне[6]. В то же время, если лицо намерено производить работы по устройству охранной сигнализации и систем видеонаблюдения и эти работы включены Перечень и осуществляются при строительстве объекта или капитальном ремонте, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, лицо обязано иметь свидетельство о допуске к таким работам, выданное саморегулируемой организацией[7].

Рассматривая вопрос о необходимости получения застройщиком или заказчиком свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо отметить следующее.

Лицами, выполняющими работы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству объектов капитального строительства, являются застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или уполномоченным им лицом (заказчиком) физическое или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к таким видам работ[8].

Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц[9].

Из системного анализа норм следует, что, если застройщик или заказчик непосредственно выполняют работы, оказывающие влияние на безопасность объекта капитального строительства, они обязаны получить свидетельство о допуске.

При рассмотрении указанного вопроса необходимо остановиться на разъяснении Минрегиона России, касающемся получения свидетельства о допуске к работам при осуществлении строительного контроля, а также при проведении работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Так, застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство10. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а сторонней организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации. Лицо, имеющее статус генерального подрядчика и осуществляющее вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, обязано иметь свидетельство о допуске на данный вид работ. В случае, когда у лица, имеющего статус генподрядчика, есть свидетельства о допуске в отношении всех видов работ, которые выполняются привлеченными им субподрядными организациями, ему также необходимо иметь свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта. В случае, когда лицо, имеющее статус генподрядчика и свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, планирует некоторые виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнить самостоятельно, ему необходимо иметь свидетельство о допуске на данные виды работ.

В соответствии с вышеизложенным застройщик может передавать на договорной основе сторонним организациям функции по ведению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, при условии наличия у данных организаций необходимого свидетельства о допуске. Также он вправе осуществлять работы по проектированию и строительству самостоятельно, но опять же при наличии у него свидетельства о допуске.

В завершение статьи отметим, что Перечень по-прежнему требует доработки. В частности, представляется возможным конкретизировать и закрепить в нормативном акте перечень видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах. В настоящее время такой перечень изложен в письме Минрегиона России от 27.09.2010 № 33838-КК/08, которое носит разъяснительный характер.

Необходимо также устранить ситуацию, когда одни и те же виды работ в одном случае влияют на безопасность объектов строительства, а в другом — не влияют. Ведь безопасность зданий, строений и сооружений определяется по совершенно другим критериям, нежели влияние тех или иных работ на безопасность объектов строительства.


 

[1] бюллетень Национального объединения строителей, 2010, № 6, стр. 45

[2] п. 10 ст. 1 ГрКРФ

[3] постановление ФАС Поволжского округа от 27.10.2009 № А12-5740/2009

[4] п. 2 приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624

[5] письмо Минэкономразвития России от24.05.2010 №Д05-1572

[6] письма Минэкономразвития России от 27.04.2010 № Д05-1275, от 26.04.2010 № Д05-1223

[7] письмо Минэкономразвития России от 26.04.2010 № Д05-1223

[8] ст. 47, 48, 52 ГрК РФ 

[9] ч. 5 СТ. 48 ГрК РФ 

Расчет стоимости
Скачать прайс